Природа математики в оптике когнитивных исследований [] / В.А. Бажанов. - Электрон. текстовые дан.> // Вопросы философии. - 2020. - N 10. - С. 87-97
. - ISSN 0042-8744
Образ и коммуникация (обзор Международной философской конференции) [] / Л.Е Артамошкина, И. Блочан, Д.Е Прокудин. - Электрон. текстовые дан.> // Вопросы философии. - 2020. - N 10. - С. 217-232
. - ISSN 0042-8744
MeSH-главная: УМСТВЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ (психология) Кл.слова (ненормированные): умственная работоспособность (УРС), субъект, динамика, лонгитюдное исследовация, самоподдержание. Аннотация: Приводятся результаты лонгитюдного исследования контроля умственной работоспособ- ности (УРС) субъекта умственного труда на протяжении 34 лет. Выделяются закономерности УРС: су- ществование не менее шести типов динамики УРС в 1-летнем цикле; каждая отдельная годовая име- ет вид пилообразно изменяющейся кривой; типичные “кванты” УРС составляют 40–60 мин при их вариативности в течение недели и месяца — от 15 до 120 мин и др. Повторяемость 6–7 типов динами- ки УРС в 1-летних периодах — при сочетании состояния внешних и “внутренних условий” субъекта, разных жизненных событий, — указывает на высокую согласованность в деятельности физиологиче- ских и психологических систем человека. Динамика УРС в разных циклах связана с субъективно зна- чимыми событиями жизни, условиями социальной среды и “внутренними условиями” субъекта (со- стоянием физического и духовного здоровья, перспективами профессионального роста, с социальны- ми достижениями и др.). В модуляциях УРС 1-месячные цепочки “возрастание—понижение” состав- ляют около 2/3 всех возможных комбинаций; 2-месячные сдвоенные цепочки — около 1/4 всех комбинаций месячной динамики УРС в продолжение года; в годовой динамике УРС — аналогичное доминирование 1-летних модуляций “возрастания—понижения” УРС (61%) и 2-летних (9%). В дина- мике УРС имеет место тенденция самоорганизации, восстановления “правильного порядка”, его са- моподдержания. Сделан вывод о том, что строго ритмические чередования фаз “возрастание—пони- жение” УРС являются ее фундаментальными закономерностями. Перейти: Полный текст Свободных экз. нет
Соблюдение правил общения онлайн и оффлайн межпоколенческий анализ [] / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 73-84
. - ISSN 0205-9592
MeSH-главная: ИНТЕРНЕТ Кл.слова (ненормированные): цифровая социализация, правила общения, онлайн, интернет, подростки, межпоколенческие сравнения. Аннотация: Цифровое пространство — постоянно присутствующее измерение социализации совре- менного человека. Согласно концепции “цифрового гражданства”, по мере развития цифрового об- щества интернет “вбирает” и формирует новые правила общения и поведения. Целью данной работы является сравнительный анализ оценки подростками, молодыми людьми и родителями подростков соблюдения принятых в современном обществе правил общения как в реальной жизни (офлайн), так и онлайн, а также выявление связи между оценками соблюдения этих правил и некоторыми представ- лениями всех групп респондентов о причинах открытого выражения мнений и травли в интернете. Ис- следование проводилось в 2018 г. в 17 городах восьми федеральных округов России. В опросе приня- ли участие 1029 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, 525 подростков в возрасте от 12 до 13 лет, 736 мо- лодых людей в возрасте от 17 до 30 лет и 1105 родителей 12–17-летних подростков. Респонденты оце- нивали соблюдение правил в общении онлайн и офлайн, а также возможные причины предпочтения онлайн в выражении своего мнения и агрессии. Было показано, что онлайн-общение во многом под- чиняется тем же правилам, что и взаимодействие офлайн, но подростки (особенно мальчики) менее склонны соблюдать любые правила общения. Расхождение в соблюдении правил в случае онлайн- и офлайн-коммуникации также максимально у подростков, но не зависит от пола. Во всех группах не- соблюдение правил общения онлайн связано с представлением о том, что интернет дает возможность выплеснуть негатив и остаться безнаказанным. Предполагается, что, поскольку цифровая социализа- ция происходит не в столь тесном контакте со взрослыми и часто без непосредственной обратной свя- зи, личностное “взросление” подростков офлайн опережает онлайн. У взрослых же выработаны еди- ные регуляторы в отношении общения, и разница офлайн и онлайн почти незаметна. Обсуждаются практические рекомендации для социальных программ. Перейти: Полный текст
Доп.точки доступа: Рассказова, Е.И.
Свободных экз. нет
Киберзаболевание в системах виртуальной реальности:феноменология и методы измерения [] / О.В. Смыслова, А.Е. Войскунский> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 85-94
. - ISSN 0205-9592
MeSH-главная: КИБЕРНЕТИКА КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ, ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗАВИСИМОСТЬ (ПСИХОЛОГИЯ) Перейти: Полный текст Доп.точки доступа: Войскунский, А.Е.
Свободных экз. нет
Социально-психолологическая лаборатория Курского государственного университета:история создания и тенденции развития [] / Чернышев, С.В. Сарычев, С.Г. Елизаров> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 95-106
. - ISSN 0205-9592
MeSH-главная: ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ MeSH-неглавная: УНИВЕРСИТЕТЫ (законодательство и юриспруденция, история, организация и управление, этика) Аннотация: Анализируется история становления и развития Курской социально-психологической ла- боратории. Отмечается роль социального заказа из сфер образования и молодежной политики в со- здании лаборатории. Постулируется, что деятельность лаборатории опиралась на методологический принцип отечественной психологии о единстве теории, эксперимента и практики, заложенный В. М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном и Б. Ф. Ломовым. Указывается, что предметом исследования стали социально-психологические основы общественной активности личности и группы; психологи- ческий статус группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношений; теория и прак- тика подготовки молодежных лидеров в регионе. Исследования проводились на основе разработан- ной сотрудниками лаборатории под руководством профессора Л. И. Уманского параметрической тео- рии малых групп и коллективов, включающей наряду с понятийным аппаратом (в который входят та- кие понятия, как социально-психологическая структура группы, уровень социально-психологической зрелости, этапы развития группы и др.) соответствующий методический арсенал, состоящий из опрос- ников, лабораторного эксперимента на основе приборов — моделей совместной деятельности, а так- же различных видов естественного эксперимента. Апробация и практическое применение теории про- водились в психологической школе молодежных лидеров, которая была создана лабораторией со- вместно с областным комитетом комсомола, а также на вновь открывшемся в 1960-е годы историко- педагогическом факультете Курского государственного педагогического института в ходе учебно-воспитательного процесса. Лаборатория принимала участие в государственной программе “По- мощь” по изучению психологических последствий и выработке защитных мер в регионах Чернобыль- ского следа. В итоге был предложен метод проектирования психологической помощи детям через со- здание образовательных сред с большими воспитательными возможностями (так называемые разви- вающие социальные среды, или социальные оазисы). Лаборатория приняла участие в организации психологической службы образования и открыла соответствующие психологические центры. Тради- ционно лаборатория сотрудничает с другими лабораториями и психологическими центрами Перейти: Полный текст
Доп.точки доступа: Сарычев, С.В.; Елизаров, С.Г.
Свободных экз. нет
9.
15/М 43
Международный конгресс по психологическим наукам []> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 116-121
. - ISSN 0205-9592
MeSH-главная: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЯ (история) КОНГРЕССЫ Перейти: Полный текст Свободных экз. нет
10.
15/В 85
Всероссийская научная конференция дореволюционная ,советская и российская психология;историческая приемственность и перспективы []> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 122-125
. - ISSN 0205-9592
MeSH-главная: КОНГРЕССЫ ПСИХОЛОГИЯ (история) Перейти: Полный текст Свободных экз. нет
11.
15/М 43
Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка []> // Психологический журнал (ИОН). - 2019. - Том 40, N 4. - С. 126-128
. - ISSN 0205-9592